Русский Английский Беларуская

г. Быхов,
ул. М. Богдановича, 1

info@bcrb.by

Регистратура
(02231) 77-074

(+375) 44 530 40 07

Женская консультация
(02231) 77-091

Регистратура
флюорографического кабинета

(+375) 29 687 93 90

Приемная
(02231) 76-972

Приемное отделение
(02231) 77-132

Регистратура (детская)
(02231) 77-093

Зав. поликлиникой
(02231) 77-076

Регистратура стом. поликлиники
(02231) 77-232

Заказать выписку из амбулаторной карты
Вызов врача на дом
Русский Английский Беларуская

21 сентября – День здоровья школьников. Профилактика нарушений зрения

Зрение дает людям 90% информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности. Кроме того, свет, воспринимаемый глазом, оказывает воздействие на кору головного мозга и подкорковые структуры, которые стимулируют выработку гормонов эндокринных желез и таким образом влияют не только на психическое, но и на физическое развитие ребенка. К сожалению, здоровые глаза и хорошее зрение встречаются далеко не всегда. Нарушения зрения занимают по частоте 2-е место после патологии опорно-двигательного аппарата. Основной причиной снижения зрения подрастающего поколения является миопия или близорукость. За последние 10 лет заболеваемость детей и подростков данной патологией выросла в 1,5 раза.

Миопия находится на втором месте среди причин детской инвалидности. Чем раньше начинается близорукость, тем быстрее ее прогрессирование и выше риск осложнений и инвалидности. По данным ВОЗ, до 50% детского слабовидения и слепоты, обусловленных миопией, может быть предупреждено.

Факторы, способствующие формированию близорукости у детей.

Наследственность.На роль генетического фактора указывает преобладание миопии у детей близоруких родителей.

Зрительные перегрузки школьников. Наиболее значимым фактором внешней среды, способствующим формированию миопии, является длительная зрительная работа глаз на близком расстоянии.

Недостаточная освещенность рабочего места школьника.

Все зрительные функции резко снижаются в условиях плохой освещенности. Неприспособленная или плохо приспособленная мебель для занятий. Очень важно, чтобы и в домашней, и в школьной обстановке размеры мебели соответствовали росту детей.

Неправильная посадка за рабочим столом. Нарушение осанки, привычка читать лежа, писать, сильно склонив голову, сгорбившись, с наклоном в сторону, в неудобном положении способствует ослаблению зрения.

Компьютер и зрение. Какие бы современные средства защиты не имел монитор компьютера, длительное нахождение у экрана отрицательно сказывается на зрении.

Если ребенок в возрасте до 14–15 лет ежедневно сидит за компьютером два часа, то, при наличии других неблагоприятных факторов, его зрение может снижаться на единицу за год.

Телевизор и зрение.Как всякая зрительная работа, просмотр телепередач может привести к утомлению, особенно если проводится в неблагоприятных условиях.

Низкая физическая активность школьников.

Режим дня. Эффективность зрительной работы обеспечивается четкой организацией труда и активного отдыха.

Особенности рациона питания. Важное условие сохранения зрения и поддержания функций глаза – правильное питание. Несбалансированный рацион, дефицит белка и витаминов, особенно А, Е, С, группы В может спровоцировать или усугубить развитие нарушений зрения в детском и подростковом возрасте.

Общие заболевания. Миопия чаще развивается и прогрессирует у более ослабленных детей, имеющих сопутствующую фоновую патологию – заболевания органов дыхания, опорно-двигательной, эндокринной систем.

Профилактика нарушений зрения у детей. Советы родителям

I. Правильная организация рабочего места школьника.

Посадка за рабочим столом. Каждый школьник нуждается в постоянном месте за собственным или общим столом для выполнения письменных заданий и чтения. Рабочее место должно быть таким, чтобы школьник мог свободно расположиться с учебниками и тетрадями. Правильная посадка школьника обеспечивает нормальное зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение и способствует выработке хорошей осанки.

Обязательным условием работы на близком расстоянии является хорошее освещение.

II. Правила чтения и письма.

1.Читать и писать только за столом. Нельзя читать лежа! Нельзя читать в транспорте!

2.Правильная посадка за столом и хорошая освещенность рабочего места. Свет должен падать на страницы сверху и слева (для правшей).

3.Расстояние от книги или тетради до глаз не менее 30–35 см. Не допускать низкого наклона головы за столом!

4.Активная зрительная нагрузка (чтение, письмо, рисование) каждые 20–30 минут должна прерываться на 10–15 минут на физическую активность или смену зрительной деятельности (посмотреть в даль, закрыть глаза, походить и т.д.).

5.Обязательно должен быть зрительный отдых в течение 1–1,5 часа после классных занятий перед выполнением домашних заданий!

6.Книги должны быть напечатаны на качественной бумаге с крупным текстом, яркими иллюстрациями. Избегать книг с мелким шрифтом, без иллюстраций, бледными буквами и картинками.

7.Во время чтения и письма необходимо чаще моргать. Проще это делать в конце каждой строки!

8.Для снятия зрительного напряжения в конце каждого абзаца полезно закрывать глаза на 1–2 секунды или посмотреть вдаль на какой-либо предмет.

III. Правила «общения» ребенка с компьютером.

1. Офтальмологи не рекомендуют разрешать детям дошкольного возраста пользоваться компьютером. Если в семье есть наследственная предрасположенность к близорукости, то необходимо быть категоричными и не разрешать ребенку проводить время за компьютером. Ученикам первого и второго класса постепенно можно разрешать сидеть за компьютером по 15–20 минут, детям старше 10 лет до 1,5 часов в день.

2. Мебель должна быть подобрана по росту ребенка.

3. Экран монитора оптимально должен находиться на расстоянии 60–70 см от глаз ребенка (не ближе 50 см)

4. Через каждые 25–30 минут работы следует делать перерывы на 5–10 минут, в течение которых обязательны упражнения для снятия зрительного напряжения и какая-либо физическая активность.

5. Для профилактики нарушений зрения при работе за компьютером рекомендуется использовать специальные очки с антибликовым покрытием.

IV. Правила «общения» ребенка с телевизором.

1. Маленьким детям до двухлетнего возраста не рекомендуется смотреть телевизор. Детям от двух до семи лет нельзя разрешать смотреть телевизор дольше 40 минут в день, старше семи лет – более 1,5 часов в день.

2. Наибольшее утомление и напряжение зрения возникает при чрезмерном приближении глаз к экрану телевизора. Не следует смотреть телевизор в положении лежа или сидя на полу.

3. При просмотре телевизора необходимо создать адекватное освещение в комнате

V. Виды физической активности, способствующие сохранению зрения и профилактике близорукости.

Ребенок обязательно должен много двигаться и проводить хотя бы 1,5–2 часа в день на улице, для того чтобы иметь возможность смотреть вдаль.

Физическая активность снимает зрительное утомление, улучшает кровоснабжение тканей глаза, способствует профилактике близорукости и препятствует ее прогрессированию. Для сохранения хорошего зрения полезны такие виды спорта, как плавание, лыжи, коньки, бадминтон, теннис, волейбол и футбол.

VI. Рацион питания школьника, способствующий сохранению зрения. Большое значение для хорошего зрения имеет правильное сбалансированное питание, содержащее достаточное количество витаминов, особенно А, С и группы В.

 

КАБИНЕТ ЗОЖ