Русский Английский Беларуская

г. Быхов,
ул. М. Богдановича, 1

info@bcrb.by

Регистратура
(02231) 77-074

(+375) 44 530 40 07

Женская консультация
(02231) 77-091

Регистратура
флюорографического кабинета

(+375) 29 687 93 90

Приемная
(02231) 76-972

Приемное отделение
(02231) 77-132

Регистратура (детская)
(02231) 77-093

Зав. поликлиникой
(02231) 77-076

Регистратура стом. поликлиники
(02231) 77-232

Заказать выписку из амбулаторной карты
Вызов врача на дом
Русский Английский Беларуская

Воспитание детей. Поощрения и наказания

Сегодня все родители стремятся стать более чуткими, более ответственными в своих поступках с детьми. Поэтому о правилах наказания и поощрения задают больше вопросов, чем о любом другом аспекте воспитания. Задают вопросы психологам, воспитателям, учителям, своим родителям, родителям других детей в надежде узнать такой секрет, который поможет приобрести волшебную власть над детьми. А ведь разговоры об этом, не что иное, как окольный путь к контролированию, поскольку делаем мы это именно при помощи правил и наказания.

Бытуют самые разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании детей. Одни считают, что надо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять, другие, наоборот, советуют чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и такие, которые убеждены, что истинное воспитание — это воспитание вообще, без каких бы то ни было поощрений и наказаний. Спорить и рассуждать об этом можно много и долго. Однако наказание и поощрение хоть и два диаметрально противоположные, но и одинаково необходимые методы воспитания. Необходимо как наказывать, так и поощрять, но делать это нужно правильно, в такой дозировке, чтобы поощрение преобладало над наказанием.

Дети очень чувствительны к справедливости наказания. Определить необходимое наказание и его меру очень трудно, так как оно должно соответствовать проступку и возрасту. Смысл наказания – воздействие на эмоциональную сферу ребенка, вызвать у него чувства вины, раскаяния, стыда, огорчения. Нельзя спешить с выводами, кричать на детей, оттачивать на них свое остроумие. Наказание должно быть педагогически оправданным, чтобы оно не унижало личность ребенка, не оскорбляло его человеческое достоинство. Наказание никогда не должно вредить здоровью, физические наказания в отношении ребенка не допустимы вообще.

Поощрение — это своего рода искусство воспитания. Оно может быть как «полезным», так и «вредным». Чтобы поощрения были искренними, уместными и правильно понятыми детьми, нужно правильно ими пользоваться, в особенности в тех случаях, когда они связаны с манипуляционными или интеллектуальными действиями ребенка, а не с подкреплением его нравственного поведения. Дети, которых поощряют за каждый правильный шаг, не видят границ дозволенного, им трудно определять, где заканчивается то, что можно, и начинается то, что нельзя. Неправильное использование поощрения постепенно приучает ребенка к тому, что все его действия должны вознаграждаться. Главный принцип – поощрение не должно быть ожидаемо.

Для ребенка очень важны и добрый взгляд, и нежное прикосновение, объятия, добрые слова – все то, на чем основан язык любви и доверия. Хвалите и любите своих детей, делая это правильно. Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения.

В каждой семье формируются «свои» определенные нормы, которые касаются того как должны себя вести дети. Родитель хочет знать о ребенке все: от мыслей, чувств и переживаний до его поступков и поведения. Такой тотальный контроль выполнения требований и запретов охватывает практически все области его жизни, порой даже вплоть до мелочей. Будьте терпимы к своим детям. Помните, раны унижения и издевательства, не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь! Любой ребенок заслуживает любви и уважения: ценность в нем самом!

Врач психотерапевт Малаш Д.Г.