Русский Английский Беларуская

г. Быхов,
ул. М. Богдановича, 1

info@bcrb.by

Регистратура
(02231) 77-074

(+375) 44 530 40 07

Женская консультация
(02231) 77-091

Регистратура
флюорографического кабинета

(+375) 29 687 93 90

Приемная
(02231) 76-972

Приемное отделение
(02231) 77-132

Регистратура (детская)
(02231) 77-093

Зав. поликлиникой
(02231) 77-076

Регистратура стом. поликлиники
(02231) 77-232

Заказать выписку из амбулаторной карты
Вызов врача на дом
Русский Английский Беларуская

Школа материнства

В УЗ «Быховская ЦРБ» работают 4 школы материнства на базе:

педиатрического отделения; педиатрического кабинета; акушерско – гинекологического отделения; женской консультации.

ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОТЕ ШКОЛЫ МАТЕРИНСТВА

  1. ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ:
  • Школа материнства работает на базе женской консультации.
  • Занятия проводятся на приеме у врача , в смотровом кабинете .
  • Форма обучения – очная. В обучении принимают участие врач и акушерка
  • Занятия проводятся согласно учебного плана.
  1. ПРИНЦИПЫ ЗАНЯТИЙ СЕМЬИ ПОДГОТОВКЕ К РОДАМ:
  • Начинать с момента взятия беременной женщины на учет в женской консультации.
  • Дородовую подготовку необходимо проводить с учетом личностных и психологических особенностей семейной пары.
  • Поощрение партнерских отношений во время беременности и в родах, грудного вскармливания.
  • Проведение занятий по дородовой подготовке акушером-гинекологом совместно с психотерапевтом.
  1. ПОРЯДОК РАБОТЫ ШКОЛЫ МАТЕРИНСТВА:
  • Занятия проводятся согласно учебного плана.
  • В структуре каждого занятия целесообразно использовать:

1 блок – информационный. Включает в себя акушерские и психологические аспекты. Женщинам предлагают темы мини-лекции по внутриутробному развитию и воспитанию ребенка, по периодам родов, грудному вскармливанию, уходу за новорожденным и др. Достаточное количество информации позволяет справляться со стрессовыми событиями.

2 блок – психологический. Формирование материнских и отцовских чувств (родительства); обсуждение психологических проблем, возникающих в период беременности.

3 блок – релаксационный. Обучение будущих родителей методом релаксации, дыхания, правильному поведению в родах.

  • Информирование и обучение будущих родителей, которое является чрезвычайно важной частью антенатального наблюдения, должно начинаться с первого визита в женскую консультацию. Необходимо поощрять решение супружеских пар делать антенатальные визиты вместе. Антенатальное обучение должно проводиться не только как отдельные занятия по специальной программе, но и включать представление наиболее важной информации (устно и в виде информационного материала) во время каждого визита.
  1. ОСНАЩЕНИЕ ШКОЛЫ МАТЕРИНСТВА
  • наглядные пособия.
  • анкеты.
  • рефераты.
  • видеоматериал.
  • список литературы.

ПРОГРАММА «ШКОЛЫ МАТЕРИНСТВА»

Цель:

  • охрана здоровья детей. Формирование здорового человека;
  • формирование навыков и потребностей у детей здорового образа жизни. Ориентация на минимизацию факторов, негативно влияющих на здоровье детей;
  • предоставление достоверной медико-генетической информации направленной на выработку умений и навыков здорового образа жизни, предупреждение болезней.

Задачи:

  • формирование отношения к своему здоровью, здоровью детей, как к важнейшей социальной ценности;
  • выработка умения навыков сохранения и укрепления здорового ребенка и его безопасного и ответственного поведения;
  • закрепления гигиенических навыков и привычек;
  • приобщение к разумной физической активности;
  • обучение подрастающего поколения умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.

Программа:

  1. планирование семьи;
  2. безопасное материнство;
  3. грудное вскармливание;
  4. питание и рост ребенка;
  5. общая гигиена;
  6. СПИД, вредные привычки;
  7. развитие и воспитание ребенка;
  8. кишечные инфекции;
  9. респираторные инфекции;
  10. заболевания желудочно-кишечного тракта;
  11. неотложные состояния;
  12. болезни органов дыхания.

ПОЛОЖЕНИЕ

о работе «Школы материнства» педиатрическое отделение.

  • «Школа материнства» организована на базе педиатрического отделения
  • Направление школы:

Работа с детьми младшего и старшего школьного возрастов, подростками, матерями, находящимися по уходу за больными детьми.

  • В обучении принимают участие врач педиатр, старшая медицинская сестра педиатрического отделения;
  • Форма обучения: очная, групповые беседы, лекции;
  • Занятия проводятся ежедневно, согласно разработанному плану работы, утвержденному главным врачом;
  • Ответственный за работу «Школа материнства» в педиатрическом отделении – заведующий детским отделением.
  • За ведение журнала учета работы «Школа материнства» ответственная – старшая медицинская сестра педиатрического отделения.

ПЛАН

Работы школы материнства на 2021 г.

подготовка семьи к безопасному материнству

Занятие 1. Первый триместр беременности

1 блок

  • особенности физиологического и психологического состояния в первом триместре беременности;
  • питание в первом триместре беременности, профилактика микронутриентной недо­статочности;
  • влияние образа жизни на течение беременности и развитие плода (курение, употреб­ление алкоголя, наркотических и токсических веществ);
  • первые этапы развития плода;
  • сексуальные отношения;
  • роль партнёра во время беременности.

2 блок

  • внутриутробное воспитание ребёнка;
  • психологические типы по питанию;
  • упражнение « Беседа с ещё не родившимся ребёнком» (налаживание коммуникатив­ных навыков между ребёнком и родителями).

3 блок

  • изучение своего типа дыхания;
  • обучение грудному дыханию;

Занятие 2. Второй триместр беременности

1 блок

  • особенности физиологического и психологического состояния во втором триместре беременности;
  • этапы внутриутробного развития плода во втором триместре беременнос­ти;
  • особенности питания во второй половине беременности, 1профилактика микронутриентной недостаточности;
  • режим дня, сексуальные отношения во второй половине беременности.

2 блок

  • искусство и беременность- музыкотерапия, сказко - терапия, рисование;
  • рисунок «Мой малыш».

3 блок

  • обучение брюшному дыханию:
  • поочерёдное использование грудного и брюшного дыхания;

Занятие 3. Профилактика осложнений во время беременности

1 блок

  • профилактика наиболее распространённых осложнений беременности, родов и после­родового периода;
  • инфекции во время беременности.

2 блок

  • переживания, ощущения, волнующие маму в период беременности;
  • традиции и ритуалы, связанные с периодом беременности и родов.

3 блок

  • обучение полному глубокому дыханию;
  • общение с ребёнком «Путешествие вовнутрь»;

Занятие 4. Третий триместр. Папа и будущий малыш

1 блок

  • особенности физиологического и психологического состояния в третьем триместре беременности;
  • этапы внутриутробного развития плода в третьем триместре беременности;
  • общение во время родов;
  • партнёрские роды

2 блок

  • психологический комфорт во время родов;
  • советы папам,
  • психологическая подготовка к родам и рождению ребёнка;
  • упражнение «Бондинг» (контакт папы и будущего малыша).

3 блок

  • обучение модификациям полного глубокого дыхания (ускоренное, замедленное);

Занятие 5. Основные периоды родов. Партнёрская поддержка

1 блок

  • родовая доминанта;
  • причины наступления родов;
  • периоды родов;
  • облегчение боли во время родов;
  • партнёрская поддержка

2 блок

  • роды вдвоём: «за» и «против»;
  • упражнение «Письмо».

3 блок

  • обучение модификациям полного глубокого дыхания (с задержкой);

Занятие 6. Послеродовый период. Грудное вскармливание

1 блок

  • послеродовый период;
  • сексуальные отношения после родов, послеродовая контрацепция;
  • грудное вскармливание;
  • техника кормления грудью;
  • уход за молочными железами.

2 блок

  • контакт кожа к коже с новорождённым и первое кормление грудью,
  • психологические аспекты грудного вскармливания;
  • упражнение « Живые руки» (направлено на улучшение контакта и повышение чувстви­тельности через прикосновения);
  • первые минуты психологического контакта родителей и малыша.

3 блок

  • обучение поверхностному дыханию «собачкой»;

Занятие 7. Новорождённый

1 блок

  • уход за новорождённым;
  • физиологические состояния периода новорождённым;
  • свободное пеленание, капание.

2 блок

  • новый член семьи;
  • психологическая адаптация к семейной жизни с новорождённым;
  • упражнение «Мудрец»;
  • рисунок «Моя семья и новорождённый».

3 блок

  • обучение имитации потуг;
  • регинировка дыхания в разных позах; любой вариант релаксации.

ПОЛОЖЕНИЕ

о работе «Школы материнства»

  • «Школа материнства» организована на базе педиатрического кабинета при поликлинике.
  • занятия проводятся в комнате здорового ребенка;
  • форма обучения: очная, работой занимаются врачи-педиатры, медицинские сестры педиатрического кабинета, акушер - гинеколог;
  • проведение поэтапное учебно-просветительной работы с подростками, молодыми семьями, беременными женщинами;
  • занятия проводятся соответственно разработанному плану работы, утвержденным главным врачом;
  • вопросами направления для обучения в «Школу материнства» занимаются врачи-педиатры, патронажные медицинские сестры;
  • материалы занятий утверждаются районным педиатром;
  • ответственный за работу «Школа материнства» районный педиатр;
  • за ведение журнала учета работы «Школа материнства» ответственный медицинский работник комнаты здорового ребенка.

ПРОГРАММА «ШКОЛА МАТЕРИНСТВА»

Цель:

  • предоставить женщине и ее семье информацию о беременности, родах и послеродовом периоде;
  • обучить навыкам адаптации и поведения в различные сроки беременности, родов и послеродового периода с тем, чтобы помочь женщине и семье иметь здоровую беременность, роды и материнство;
  • подготовить супружескую пару к реальности рождения ребенка, помочь паре адаптироваться к родительским функциям;
  • убедить родителей вести здоровый образ жизни для того, чтобы женщина могла быстро оправиться после родов;
  • помочь женщине кормить грудью, обучив ее принципам и преимуществам грудного вскармливания, обучить методикам ухода за грудью;
  • дать женщине и ее семье навыки ухода за новорожденными и грудным ребенком;
  • развить у матери и супружеской пары чувство уверенности в своих силах.

Задачи:

  1. использование элементов рациональной психотерапии на приеме:
  • информирование о течении беременности, рациональное объяснение возникающих симптомов;
  • настрой на благоприятный исход родов;
  • поощрение партнерских отношений во время беременности и в родах.
  1. при взятии женщин на «Д» учет по беременности, во всех направлениях на консультацию к психологу в отдел репродуктивного здоровья Могилевского диагностического центра.
  2. участие в проведении занятий по дородовой подготовке совместно с психологом.

Желаемый конечный результат:

  • профилактика осложнений во время беременности и родов, снижение перинатальных потерь.

Ответственные за работу школ материнства: заведующие отделений и старшие акушерки и медсестры.