Школа материнства
В УЗ «Быховская ЦРБ» работают 4 школы материнства на базе:
педиатрического отделения; педиатрического кабинета; акушерско – гинекологического отделения; женской консультации.
ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОТЕ ШКОЛЫ МАТЕРИНСТВА
- ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ:
- Школа материнства работает на базе женской консультации.
- Занятия проводятся на приеме у врача , в смотровом кабинете .
- Форма обучения – очная. В обучении принимают участие врач и акушерка
- Занятия проводятся согласно учебного плана.
- ПРИНЦИПЫ ЗАНЯТИЙ СЕМЬИ ПОДГОТОВКЕ К РОДАМ:
- Начинать с момента взятия беременной женщины на учет в женской консультации.
- Дородовую подготовку необходимо проводить с учетом личностных и психологических особенностей семейной пары.
- Поощрение партнерских отношений во время беременности и в родах, грудного вскармливания.
- Проведение занятий по дородовой подготовке акушером-гинекологом совместно с психотерапевтом.
- ПОРЯДОК РАБОТЫ ШКОЛЫ МАТЕРИНСТВА:
- Занятия проводятся согласно учебного плана.
- В структуре каждого занятия целесообразно использовать:
1 блок – информационный. Включает в себя акушерские и психологические аспекты. Женщинам предлагают темы мини-лекции по внутриутробному развитию и воспитанию ребенка, по периодам родов, грудному вскармливанию, уходу за новорожденным и др. Достаточное количество информации позволяет справляться со стрессовыми событиями.
2 блок – психологический. Формирование материнских и отцовских чувств (родительства); обсуждение психологических проблем, возникающих в период беременности.
3 блок – релаксационный. Обучение будущих родителей методом релаксации, дыхания, правильному поведению в родах.
- Информирование и обучение будущих родителей, которое является чрезвычайно важной частью антенатального наблюдения, должно начинаться с первого визита в женскую консультацию. Необходимо поощрять решение супружеских пар делать антенатальные визиты вместе. Антенатальное обучение должно проводиться не только как отдельные занятия по специальной программе, но и включать представление наиболее важной информации (устно и в виде информационного материала) во время каждого визита.
- ОСНАЩЕНИЕ ШКОЛЫ МАТЕРИНСТВА
- наглядные пособия.
- анкеты.
- рефераты.
- видеоматериал.
- список литературы.
ПРОГРАММА «ШКОЛЫ МАТЕРИНСТВА»
Цель:
- охрана здоровья детей. Формирование здорового человека;
- формирование навыков и потребностей у детей здорового образа жизни. Ориентация на минимизацию факторов, негативно влияющих на здоровье детей;
- предоставление достоверной медико-генетической информации направленной на выработку умений и навыков здорового образа жизни, предупреждение болезней.
Задачи:
- формирование отношения к своему здоровью, здоровью детей, как к важнейшей социальной ценности;
- выработка умения навыков сохранения и укрепления здорового ребенка и его безопасного и ответственного поведения;
- закрепления гигиенических навыков и привычек;
- приобщение к разумной физической активности;
- обучение подрастающего поколения умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.
Программа:
- планирование семьи;
- безопасное материнство;
- грудное вскармливание;
- питание и рост ребенка;
- общая гигиена;
- СПИД, вредные привычки;
- развитие и воспитание ребенка;
- кишечные инфекции;
- респираторные инфекции;
- заболевания желудочно-кишечного тракта;
- неотложные состояния;
- болезни органов дыхания.
ПОЛОЖЕНИЕ
о работе «Школы материнства» педиатрическое отделение.
- «Школа материнства» организована на базе педиатрического отделения
- Направление школы:
Работа с детьми младшего и старшего школьного возрастов, подростками, матерями, находящимися по уходу за больными детьми.
- В обучении принимают участие врач педиатр, старшая медицинская сестра педиатрического отделения;
- Форма обучения: очная, групповые беседы, лекции;
- Занятия проводятся ежедневно, согласно разработанному плану работы, утвержденному главным врачом;
- Ответственный за работу «Школа материнства» в педиатрическом отделении – заведующий детским отделением.
- За ведение журнала учета работы «Школа материнства» ответственная – старшая медицинская сестра педиатрического отделения.
ПЛАН
Работы школы материнства на 2021 г.
подготовка семьи к безопасному материнству
Занятие 1. Первый триместр беременности
1 блок
- особенности физиологического и психологического состояния в первом триместре беременности;
- питание в первом триместре беременности, профилактика микронутриентной недостаточности;
- влияние образа жизни на течение беременности и развитие плода (курение, употребление алкоголя, наркотических и токсических веществ);
- первые этапы развития плода;
- сексуальные отношения;
- роль партнёра во время беременности.
2 блок
- внутриутробное воспитание ребёнка;
- психологические типы по питанию;
- упражнение « Беседа с ещё не родившимся ребёнком» (налаживание коммуникативных навыков между ребёнком и родителями).
3 блок
- изучение своего типа дыхания;
- обучение грудному дыханию;
Занятие 2. Второй триместр беременности
1 блок
- особенности физиологического и психологического состояния во втором триместре беременности;
- этапы внутриутробного развития плода во втором триместре беременности;
- особенности питания во второй половине беременности, 1профилактика микронутриентной недостаточности;
- режим дня, сексуальные отношения во второй половине беременности.
2 блок
- искусство и беременность- музыкотерапия, сказко - терапия, рисование;
- рисунок «Мой малыш».
3 блок
- обучение брюшному дыханию:
- поочерёдное использование грудного и брюшного дыхания;
Занятие 3. Профилактика осложнений во время беременности
1 блок
- профилактика наиболее распространённых осложнений беременности, родов и послеродового периода;
- инфекции во время беременности.
2 блок
- переживания, ощущения, волнующие маму в период беременности;
- традиции и ритуалы, связанные с периодом беременности и родов.
3 блок
- обучение полному глубокому дыханию;
- общение с ребёнком «Путешествие вовнутрь»;
Занятие 4. Третий триместр. Папа и будущий малыш
1 блок
- особенности физиологического и психологического состояния в третьем триместре беременности;
- этапы внутриутробного развития плода в третьем триместре беременности;
- общение во время родов;
- партнёрские роды
2 блок
- психологический комфорт во время родов;
- советы папам,
- психологическая подготовка к родам и рождению ребёнка;
- упражнение «Бондинг» (контакт папы и будущего малыша).
3 блок
- обучение модификациям полного глубокого дыхания (ускоренное, замедленное);
Занятие 5. Основные периоды родов. Партнёрская поддержка
1 блок
- родовая доминанта;
- причины наступления родов;
- периоды родов;
- облегчение боли во время родов;
- партнёрская поддержка
2 блок
- роды вдвоём: «за» и «против»;
- упражнение «Письмо».
3 блок
- обучение модификациям полного глубокого дыхания (с задержкой);
Занятие 6. Послеродовый период. Грудное вскармливание
1 блок
- послеродовый период;
- сексуальные отношения после родов, послеродовая контрацепция;
- грудное вскармливание;
- техника кормления грудью;
- уход за молочными железами.
2 блок
- контакт кожа к коже с новорождённым и первое кормление грудью,
- психологические аспекты грудного вскармливания;
- упражнение « Живые руки» (направлено на улучшение контакта и повышение чувствительности через прикосновения);
- первые минуты психологического контакта родителей и малыша.
3 блок
- обучение поверхностному дыханию «собачкой»;
Занятие 7. Новорождённый
1 блок
- уход за новорождённым;
- физиологические состояния периода новорождённым;
- свободное пеленание, капание.
2 блок
- новый член семьи;
- психологическая адаптация к семейной жизни с новорождённым;
- упражнение «Мудрец»;
- рисунок «Моя семья и новорождённый».
3 блок
- обучение имитации потуг;
- регинировка дыхания в разных позах; любой вариант релаксации.
ПОЛОЖЕНИЕ
о работе «Школы материнства»
- «Школа материнства» организована на базе педиатрического кабинета при поликлинике.
- занятия проводятся в комнате здорового ребенка;
- форма обучения: очная, работой занимаются врачи-педиатры, медицинские сестры педиатрического кабинета, акушер - гинеколог;
- проведение поэтапное учебно-просветительной работы с подростками, молодыми семьями, беременными женщинами;
- занятия проводятся соответственно разработанному плану работы, утвержденным главным врачом;
- вопросами направления для обучения в «Школу материнства» занимаются врачи-педиатры, патронажные медицинские сестры;
- материалы занятий утверждаются районным педиатром;
- ответственный за работу «Школа материнства» районный педиатр;
- за ведение журнала учета работы «Школа материнства» ответственный медицинский работник комнаты здорового ребенка.
ПРОГРАММА «ШКОЛА МАТЕРИНСТВА»
Цель:
- предоставить женщине и ее семье информацию о беременности, родах и послеродовом периоде;
- обучить навыкам адаптации и поведения в различные сроки беременности, родов и послеродового периода с тем, чтобы помочь женщине и семье иметь здоровую беременность, роды и материнство;
- подготовить супружескую пару к реальности рождения ребенка, помочь паре адаптироваться к родительским функциям;
- убедить родителей вести здоровый образ жизни для того, чтобы женщина могла быстро оправиться после родов;
- помочь женщине кормить грудью, обучив ее принципам и преимуществам грудного вскармливания, обучить методикам ухода за грудью;
- дать женщине и ее семье навыки ухода за новорожденными и грудным ребенком;
- развить у матери и супружеской пары чувство уверенности в своих силах.
Задачи:
- использование элементов рациональной психотерапии на приеме:
- информирование о течении беременности, рациональное объяснение возникающих симптомов;
- настрой на благоприятный исход родов;
- поощрение партнерских отношений во время беременности и в родах.
- при взятии женщин на «Д» учет по беременности, во всех направлениях на консультацию к психологу в отдел репродуктивного здоровья Могилевского диагностического центра.
- участие в проведении занятий по дородовой подготовке совместно с психологом.
Желаемый конечный результат:
- профилактика осложнений во время беременности и родов, снижение перинатальных потерь.
Ответственные за работу школ материнства: заведующие отделений и старшие акушерки и медсестры.